ЭКСПЛУАТАЦИЯ САМОЛЕТОВ НА ВЗЛЕТЕ И НАБОРЕ ВЫСОТЫ
22.1. БУКСИРОВКА И РУЛЕНИЕ
Каждому полету предшествует буксировка или руление самолета иа предварительный старт по запросу экипажа у диспетчера службы движения, который указывает маршрут буксировки или руления и взлетный курс. Перед буксировкой личный состав, принимающий в ней участие, должен быть проинструктирован лицом, отвечающим за организацию буксировки. В кабине самолета во время буксировки должен находиться пилот, бортинженер или специально обученное лицо из числа инженерно-технического состава для управления тормозами. Управление движением самолета при буксировке осуществляют подачей установленных команд и сигналов. Буксировка должна. производиться в соответствии с инструкцией и схемой движения летательных аппаратов. и транспорта на данном аэродроме, в полном составе бригады при исправном буксировочном оборудовании.
При плохом состоянии рулежных дорожек и в местах стесненного размещения летательных апларатов руление не допускается, и в этих случаях производится только буксировка самолета. В этом случае управление колесами носовой опоры шассн должно быть отключено. В начале буксировки или руления проверяют эффективность н исправность средств торможения прн работе от основной и аварийной систем. При буксировке и рулении нельзя уменьшать минимально допустимый радиус разворота. Во избежание повреждения пиевматиков выполнение разворота на месте вокруг одной неподвижной тележки шасси не допускается.
В ночных условиях перед буксировкой или рулением включают аэронавигационные огни, освещение кабины н приборов. Буксировку и руление ночью выполняют иа пониженной скорости. На неосвещенных участках рулежных дорожек включают рулежные или посадочные фары. Буксировка н руление производятся с соблюдением правил и мер предосторожности, гарантирующих безопасность пассажиров, экипажа, лиц обслуживающего персонала и сохранение авиационной техники.
Во время страгиваиня самолета с места в процессе руления необходимо включить управление поворота колес носовой опоры шасси. Скорость руления по рулежным дорожкам определяется руко-
вол евом по летной ІКС. уя тацни, а также зависит п со ст пин рулежных дорожек, наличия препятствий, условий ВП Iмости и т. д
В зависимости от количест ва и расположения двигате — леи на летательном аппарате, а также от типа шасси выдерживание направления при рулении можно производить тягой двигателей, с помощью тормозов авиационных колес или с использованием управления колесами носовой опоры шасси На предварительном старте служба движения сообщает коман диру корабля по его запросу курс взлета, состояние взлетио поса дочиой полосы, направление и скорость ветра, высоту нижней гра иицы облаков и видимость по горизонту, температуру наружного воздуха, атмосферное давление и другие данные. Перед взлетом производится выпуск закрылков иа взлетный угол и у самолетов с управляемым стабилизатором установка его на расчетный угол. Эти операции позволяют улучшить взлетные характеристики самолета для сокращения взлетной дистанции
На предварительном и исполнительном стартах экипажем про изводится проверка готовности к взлету согласно «Карте обязательных проверок самолета экипажем» и доклад о выполненных работах командиру экипажа. Перед взлетом на исполнительном старте рекомендуется прорулиУь 5—10 м для того, чтобы орненти рующиеся колеса носовой опоры шасси были установлены по направлению взлета, что очень важно для выдерживания иаправле нии взлета. Перед остановкой иа линии исполнительного старта эти колеса необходимо зафиксировать
После получения разрешения на взлет н проверки пилотажно — навигационных приборов рычаги управления двигателями переводят в положение, соответствующее взлетному режиму, самолет при этом удерживается на тормозах После проверки работы двига телей плавно опускают тормоза.